Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?
Самые распространенные вопросы к родителям, чьи дети находится на семейном обучении: где вы берете программы и учебные материалы, где и как проходите аттестацию? Лейла Сазонтова, мама хоумскулера и автор книги «Жизнь без школы», обобщила варианты семейного образования, доступные в России, и рассказала о возможностях, которые есть у живущих в Великобритании и США.
Семь свободных искусств
Классическое образование (classical education) — аналог античной и средневековой системы образования и изучения так называемых семи свободных искусств. Современные родители, обучающие детей дома, нередко ратуют за такой универсальный круг знаний, а не набор отдельных предметов, включенных в ФГОС Министерством образования.
Что ж, это возможно, но для аттестаций в школе хоумскулерам придется хоть бегло, но все же проходить учебные программы предметов, не входящих в систему классического образования. Хотя, если начистоту, мне и самой близок такой подход (особенно при воспитании мальчиков). Я сама узнала о нем не так давно и поняла, что многие принципы у нас в семье незримо соблюдаются: сын любит физику и астрономию, математика у нас изучается углубленно, а музыкальная школа — неотъемлемая часть нашей жизни.
Та же программа и учебники — только дома
Школа дома (school-at-home) — это обучение по заранее определенной программе, при этом могут использоваться те же учебники, что и в школе. Ученики выполняют самостоятельные и контрольные работы, а их обучение строится по графику, соответствующему школьному. Таким образом, это направление максимально приближено к традиционному обучению.
Школа онлайн
Дистанционные (онлайн) школы (distant schools) распространены в Америке и Европе и мало-помалу приобретают популярность в России. Ученики получают задания по интернету, имеют доступ к разнообразным учебным аудио- и видеоматериалам (что очень важно, расположенным в Сети), системе тестирования и контроля знаний, могут общаться с преподавателями в формате видеоконференций, форумов, личных сообщений и т.д. После прохождения учебного курса ученики пишут контрольные работы и диктанты при включенном Skype или с использованием аналогичных программ.
«В дистанционной школе ребенок может выбрать, какие предметы он будет проходить углубленно, а какие по обычной программе, в какой последовательности и с какой интенсивностью, — говорит основатель онлайн-школы ArtiUm Ольга Орлова. — Да и саму программу можно выстраивать индивидуально, в зависимости от потребностей. Это очень гибкая форма обучения».
Для того чтобы обеспечить прикрепление к школе и возможность сдавать государственные аттестации на семейном обучении, дистанционные школы заключают договоры с образовательными учреждениями, имеющими лицензию и аккредитацию. При желании семья может аттестовываться и в своей школе, находясь на семейной или заочной форме образования — в этом случае специалисты онлайн-школы «Фоксфорд», например, помогают настроить индивидуальный учебный план в соответствии с локальными требованиями к сдаче аттестации.
Еще одна разновидность дистанционного образования — экстерн-офис. Ребенок прикрепляется к одной из московских, питерских или новосибирских школ (основатель экстерн-офиса Алексей Битнер живет и работает в Новосибирске), а учебный процесс проходит в онлайн-режиме. После оплаты доступа к специальному ресурсу вам дается возможность пользоваться интерактивными учебными материалами. Контрольные и экзаменационные работы учитель проверяет через интернет, а при необходимости педагоги проводят консультации по электронной почте.
Важный момент: прием промежуточных экзаменов в экстерн-офисе может быть как дистанционным, так и очным, а сдача экстерном государственных экзаменов по окончании девятого и одиннадцатого классов проводится только очно и непосредственно в Новосибирске.
У моей знакомой Натальи сын-семиклассник, и все эти годы он учится в режиме экстерн-офиса.
«Плюсов много. Во-первых, это четкая схема обучения. Даются вопросы и ответы на них, экзамен проходит по этим же вопросам, никаких сюрпризов. Во-вторых, отсутствие контактов с системой образования: мы общаемся только с куратором, спорные вопросы решаются в пользу ребенка. Отношение очень лояльное. В-третьих, предмет сдается раз в год, график составляется индивидуально, при этом сроки можно сдвигать в течение года. К минусам я отношу только то, что ребенок сдает экзамен под видеозапись, не контактируя с экзаменатором. Сложностей у нас не возникает, несколько раз слышала, что программа сложнее, чем в других школах, но Никита справляется легко».
Жизнь без школы в России, Англии, США
Анскулинг (unschooling) предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения. Термин в 1977 году ввел в оборот Джон Холт в своем журнале «Растем без школы» (Growing Without Schooling). Холт остался в истории реформатором американской системы образования. Оставив работу в школе, Джон написал Learning All the Time («Учимся все время»), Teach Your Own («Научи себя сам») и другие книги о жизни без школы, которые пользуются популярностью у семей хоумскулеров в разных странах и по сей день.
Несмотря на то что педагоги и чиновники категорически не приемлют анскулинг, при более тщательном рассмотрении несложно понять, что в нем нет ничего плохого. Анскулинг вовсе не означает, что ребенка ничему не учат. Его учат, только без учебников (или практически без них) и без ориентации на школьную программу. Философия анскулинга предполагает использование в образовательном процессе реальных ситуаций и выстраивание обучения на тех интересах, которые возникают у ребенка в данный момент. Как подчеркивает Холт, в анскулинге не существует заранее определенного объема и содержания знаний, которыми ребенок должен овладеть.
К слову, анскулинг, пришедший к нам из Америки, и сегодня распространен в Штатах. Моя знакомая Сандра живет в Иллинойсе, воспитывает детей-хоумскулеров и рассказывает о том, как устроено образование у семей, которые выбрали жизнь без школы.
«Формат аттестаций очень сильно зависит от места жительства, потому что законы в каждом штате свои. Там, где мы живем, в штате Иллинойс, закон максимально мягкий — домашняя школа приравнена к частной, так что никаких аттестаций сдавать не нужно. Регистрироваться тоже нигде не нужно, просто учишь ребенка дома, и все. В конце, если ребенок хочет поступать в университет, ему придется сдавать те же самые экзамены, что и остальным школьникам, вроде российского ЕГЭ. Плюс написать подробно, какие предметы он изучал последние четыре года и по каким учебникам. Это и будет его аттестат.
Мы побоялись идти этим путем, в основном из-за того, что дети были явно впереди программы, и если бы они остались учиться дома, а потом по какой-то причине им нужно бы было пойти в школу, то никаких документов, позволяющих им перескочить несколько классов по отдельным предметам, у них бы не было.
Поэтому дети пошли в виртуальную школу, чартерную. Обучение для нас бесплатное, но школа регулируется немного меньше, чем обычная. При этом дети должны начиная с третьего класса каждую весну сдавать те же тесты, что и все остальные ученики государственных школ. Сдается математика, чтение, письмо. Результаты, насколько я знаю, ни на что не влияют, то есть, если ребенок сдал плохо, оставить его на второй год не могут».
Как же понять, где заканчивается собственно хоумскулинг и начинается анскулинг? По большому счету четкой границы между ними нет. Чаще всего родители считают, что анскулинг — это воплощение в жизнь тех стремлений в познании, которые ребенок проявляет «здесь и сейчас». Допустим, девочка десяти лет учится дома и вдруг увлекается химией. Родители покупают ей набор юного химика и книгу «Увлекательная химия», и она пробует проводить опыты.
Или другой пример. Мальчику тринадцать лет. После похода в музей его заинтересовало искусство импрессионистов. Вместе с родителями или самостоятельно он изучает репродукции, пытается рисовать в такой же манере, смотрит обучающие фильмы об искусстве… Все это и есть анскулинг, равно как и строительство моделей, изготовление одежды, верстка веб-сайтов и так далее.
Олина — сторонница анскулинга. Ее сын не только не учится в школе, но и не прикреплен ни к одному учебному заведению для прохождения аттестации.
«У нас действительно нет такого понятия, как „учеба“, и, соответственно, нет планов и расписаний. Если мы дома, то посещаем кружки или студии. Сын занимается математикой онлайн, когда есть настроение.
Страх был до того, как я приняла это решение, потом все стало понятным и страха не осталось. Я вижу, что мой ребенок растет, развивается, читает, интересуется многими вещами, любит общаться и узнавать новое. Чтение, письмо и счет он использует как инструменты. И это удивительно, так как в школе этому специально учат, и зачастую тогда, когда ребенок еще не готов.
Пока мы не планируем проходить аттестацию в учебном заведении. Задумаемся об этом, если ребенок сам захочет или возникнет необходимость куда-то поступить».
Российские хоумскулеры чаще выбирают «школу дома»: дети самостоятельно изучают учебную программу, посещая школу только для промежуточных аттестаций. Второй по популярности вариант — дистанционные школы.
Еще больше экспериментируют наши соотечественники, которые переезжают за границу, но не отправляют детей в школу. Например, моя знакомая Любовь несколько лет назад переехала с мужем и тремя детьми в Англию, где они познали всю прелесть свободного образования (в этой стране официально разрешен и хоумскулинг, и анскулинг).
«Сейчас бoльшую часть времени дети занимаются „внепрограммными“ вещами. Но тут еще и сезонность играет роль. Осенью были и задачки, и диктанты, и прописи. Но сейчас каждый занимается своими делами. Элина околотворческими: иллюстрацией, дизайном, леттерингом, архитектурой. Влад программирует и любит шахматы. Элина в этом году захотела добавить себе французский и флейту, мы поддержали.
В обучении мы активно используем интернет-ресурсы: образовательные порталы, онлайн-курсы. По иностранным языкам и шахматам у ребят Skype-репетиторы.
Я много думаю в последнее время про самообразование. Как сделать так, чтобы это случилось с моими детьми. Как не перепутать самообразование с дисциплиной и послушанием. Чтоб вот действительно сами — с интересом, личной мотивацией и вообще осознанным пониманием происходящего.
Вот что сейчас представляется мне важным. Дать возможность ребенку познавать себя путем многочисленных проб и ошибок. А потом, опираясь на это знание про себя, выбирать свою образовательную траекторию, свой жизненный путь, найти себя. Школа или жесткий график аттестаций не оставляют возможности искать, ошибаться, снова искать, двигаться своим путем в своем темпе. Поэтому мы выбрали семейное обучение».
Любая форма обучения вне школы предполагает, на мой взгляд, главное — вовлечение семьи в процесс учебы. Школьная жизнь этого дать не может по многим причинам (авторитет учителей, занятость родителей и их оторванность от интересов детей и т.д.). При семейном обучении взаимодействие ребенка и родителя не ограничивается проверкой домашнего задания, а происходит на более глубоком уровне. И это очень интересная ситуация: с одной стороны, ребенок учится сам, а с другой — родитель не остается в стороне от образовательного процесса.
- Предыдущая Рита Дакота и Влад Соколовский отметили годовщину со дня расставания
- Следующая «Прощай, Алла»: Пугачева перепугала поклонников
0 thoughts on “Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?”