Малыш просыпается для музыки. Когда знакомить ребенка с музыкой?
«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств»
Людвиг Ван Бетховен
Давно известно, что музыка воздействует сразу на оба полушария головного мозга. И воспринимается она и на сознательном уровне, и на бессознательном. Музыка способна настраивать на позитивныйлад, снижать психоэмоциональное напряжение. Некоторые ученые отмечают благотворное влияние музыки на развитие памяти. Зная это, хочется как можно больше уделять времени музыкальным занятиям. Но при этом важно учитывать возраст ребенка.
Когда знакомить малыша с музыкой?
«Музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств,
из области предметных образов — в область бесплотных звуков,
из царства зрения в царство слуха.»
Р.М. Чумичева
Музыкальное развитие начинается с знакомства с огромным миром звуков, ритмов и мелодий.
Прослушивание музыки можно начинать практически с самого рождения. Если в первые месяцы жизни малыш большую часть времени спит, то его музыкальное сопровождение состоит из спокойных мелодичных песен. Это не только различные колыбельные и звуки природы, но и классические, народные и инструментальные произведения.
Выбрав автора и направление музыки, обязательно прослушайте сами все произведения. Все ли они вызывают у вас приятные эмоции? Нет ли пульсирующего, напрягающего слух ритма, вызывающего тревогу или страх?
Затем необходимо отобрать в отдельные группы более спокойную, умиротворяющую «усыпляющую» музыку и ритмичные задорные композиции. Это нужно для разделения времени сна и бодрствования.
Музыка не должна звучать постоянно. Ребенку необходимо побыть в тишине, обратить внимание на другие окружающие его звуки, просто отдохнуть. Спокойную музыку можно ставить в помощь малышу, когда подходит время сна. Под более ритмичную музыку выкладывайте малыша на животик, делайте зарядку, играйте в «ладушки». Веселые, энергичные композиции зададут отличный настрой вашим занятиям.
Задача родителей на этом этапе — создать у ребенка позитивный настрой на занятия. Моей дочке очень нравилось, когда я брала ее на руки, мы вместе легонько кружились, я качала ее на руках под музыку, поднимала и опускала, прижимала к себе. Ребенку доставляет большое удовольствие такая эмоциональная близость. Так складывается представление о музыке, как о необходимом приятном дополнении жизни.
В этот ранний период ребенок еще не сопереживает музыке. Ребенку музыка просто нравится или не нравится, он замирает, вслушивается в звуки, оживляется, радуется, пританцовывает, издает мелодичные звуки — будто пытается подпевать. Постепенно ребенок начинает различать высоту звука, его тембр, силу… Постепенно складываются индивидуальные предпочтения.
Что слушать с ребенком?
Выбор музыкальных произведений огромен. Иногда кажется, что можно просто потеряться в таком потоке информации. Но стоит только заняться подбором подходящих для вас композиций. Начните с того, что нравится вам. Мы с дочкой слушали и «Времена года» Вивальди, и «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, кружились под знаменитые вальсы Чайковского. А вот с русской народной музыкой у нас как-то не сложилось. Дочке не нравилось исполнение песен, поэтому прослушивание отменили. Зато девочка с удовольствием слушала песни в исполнении В.Толкуновой.
Вам стоит предложить малышу несколько вариантов различного исполнения произведения, таким образом вы подберете наиболее подходящую, благотворно влияющую на ребенка музыку.
Специалисты утверждают, что ребенку полезно слушать мелодии со словами, исполнение песен высокими женскими голосами.
Двигаемся под музыку
И вот малыш подрос, он уже крепко держится на ногах. Значит, пришло время переходить к следующему этапу музыкальных занятий — движению под музыку и пение. В раннем возрасте движения под музыку хорошо осваиваются детьми в группе. Они подражают друг другу, им становится интересно. Но можно танцевать и с мамой, и с папой.
Мы с дочкой начали танцевать в возрасте около года под песенки из мультфильмов. Происходило это дома под ритмичную веселую музыку. Если музыка была со словами — подпевали. Дочь редко брала инициативу в музыкальных занятиях. И мне приходилось включать музыку и самой начинать танец. Сначала она присматривалась, а затем тоже начинала пританцовывать. С пением так же: я подпевала, а она вначале молчала. К концу песенки уже мурлыкала, а следующую — пела сама.
В раннем возрасте движения ребенка не скоординированы между собой. То есть ноги и руки не всегда могут двигаться одновременно в танце. Это свойство возраста. Мы выучили несколько простых упражнений, после чего дочка стала сама импровизировать в танце.
Марш. Для начала можно просто «топтаться на месте». Ведь ребенку и так сложно сосредоточиться на одном виде деятельности. Вы маршируете и поочередно высоко поднимаете то одну ногу, то другую. Ребенок иногда смотрит, иногда пытается повторить. Скорее всего, сразу у него ничего не получится. Движение нужно показывать раз за разом и весело предлагать повторить. И вот уже малыш поднимает ножки, и через некоторое время вы уже начинаете маршировать по кругу.
Пружинка. Присесть и подняться, аналогично пружинке. Обычно детям нравится это движение.
Ходьба на пальчиках. Это упражнение очень полезно для мышц ног. Упражнение нужно делать без обуви и желательно без носочков.
Движения руками. Как только освоены движения ногами, необходимо «подключать» руки. Можно применять различные предметы: флажки, платочки, небольшие мягкие игрушки. Детям очень нравится махать флажком или платочком под музыку, одновременно выделывая что-то ногами.
Я не разбиваю обучение движениям на отдельные элементы. Мы поочередно пробуем выполнять, то одни, то другие элементы. Покружимся, побегаем, возьмем игрушки, походим на пальчиках, поднимем ручки вверх или разведем в сторону, попоем.
Главное — чтобы занятие доставляло и вам, и малышу радость.
Часто отказ ребенка от музыкальных занятий вовсе не означает отсутствие слуха или врожденных способностей. Малыш может просто не знать, как весело можно танцевать вместе с мамой, сестричкой или любимым длинноухим зайкой, размахивать флажком под музыку, бить в барабан в такт веселой мелодии. Подскажите ребенку, как подружиться с музыкой. Имейте терпение, если малышу сложно. И скоро вы заметите, что ребенок вслушивается в слова песенок. Поддержите ребенка, скажите: «Молодец! Все правильно». Предложите вместе спеть понравившуюся песенку. Ребенок не должен бояться новых слов.
Потом вы наверняка заметите интерес ребенка к музыкальным мультфильмам и передачам. Дети обычно начинают плясать, увидев, как поют и танцуют по телевизору. Не смущайте и не отвлекайте ребенка, не давайте ему советов… Просто постойте в сторонке.
- Предыдущая А был ли фосфор? Чем Стэплтон смазал морду своей собаки?
- Следующая Музыкальная школа и цифровое пианино. С чего начать?
0 thoughts on “Малыш просыпается для музыки. Когда знакомить ребенка с музыкой?”