Ольга Васильева: «Даже в цифровой школе учителей не заменят роботы»
В этом году 11 февраля 2019 года на встрече с родительской общественностью министр просвещения Ольга Васильева сообщила, как собирается выводить страну в десятку лучших в сфере образования и сколько это будет стоить федеральному бюджету и ответила на вопросы родителей.
Почти все вопросы были с известными или предсказуемыми ответами.
«Надо ли оббивать пороги школы, чтобы записать будущего первоклассника?» — «Не надо».
«Может ли любой ребенок участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников?» — «Да, в школьном этапе, а дальше — по результатам».
«Как защитить детей от учебного стресса?» — «Больше гулять, заниматься спортом».
Пожалуй, единственный проблемный вопрос — о запрете сдавать в 11-м классе одновременно и базовую, и профильную математику. Нововведение нарушило планы тех, кто не уверен, что наберет достаточно баллов ЕГЭ на техническую специальность, и хотел подстраховаться. Почему с 2019 года выпускники не могу сдавать и базу, и профиль по математике? Ольга Юрьевна высказалась совершенно определенно:
«Если ты идешь в инженерный вуз, у тебя по определению профильная математика. Если ты идешь петь и плясать — у тебя математика базовая. Изменить траекторию жизни за три месяца до экзамена невозможно. Если вы выбираете для своего ребенка инженерную специальность, то точно знаете, что последние два года он будет заниматься серьезной математикой — по-другому не бывает. Я не верю, что ребенок, который до сих пор ориентировался на технический вуз, вдруг превратился в гуманитария, — так не бывает. Давайте не кривить душой и определяться с самого начала».
По поводу обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году и опасений родителей, что дети не будут к нему готовы, Ольга Васильева сама задала вопрос — учителям иностранного языка: «Вы учите детей со второго класса. По идее они по окончании школы должны знать язык. Как правило, этого не бывает. В чем проблема?». Министр предлагает искать причины этого явления и готова решать ее.
Как мелом на доске
Отвечая на вопросы родителей, министр просвещения часто приводила в пример советскую школу — с ее системой профориентации, когда была налажена связь между школой и предприятием, успехами коррекционной педагогики, которой сейчас не хватает кадров. Даже презентация была сделана в стиле меловой школьной доски.
Вернуться на позиции, на которых отечественное образование находилось накануне 90-х годов, похоже, предполагается и по соотношению будущих рабочих и ученых. В 2017 году на первый курс колледжей пришли 960 тыс. человек, в 2018-м — 1 миллион, и рост студентов системы среднего профессионального образования только приветствуется. При этом стране ежегодно необходимо 10 тысяч выпускников вузов, которые готовы связать свою жизнь с наукой. Готовить их будут в том числе в опорных школах РАН, программы для которых сейчас разрабатываются.
Многие проблемы — такие как увлечение детей гаджетами, детская и подростковая жестокость — Ольга Васильева предлагает решать «всем миром», объединив усилия семьи и школы, как в старые добрые времена.
В планах — вернуть традицию помощи опытных учителей молодым и восстановить уважительное отношение к учителям в обществе: «Когда я училась в школе, обсуждение учителя в семье с ребенком — это было просто невозможно».
Поможет ли реализации этих планов то, что многие нынешние родители уже не застали советскую школу, а только то, что от нее осталось? Удастся ли «вернуть высокую планку образования, вывести его на мировой и европейский уровень»? Что касается психологической и учебной атмосферы внутри школы — неизвестно, но оснащение обещает быть самым современным. Дальше — некоторые подробности национального проекта «Образование».
Цифровая среда и школы без третьей смены
Из 10 федеральных проектов Ольга Васильева рассказала о семи, которые касаются непосредственно школы.
В рамках проекта «Современная школа» (253 млрд руб.) предполагается построить и оснастить на современном уровне школы на 230 тыс. новых мест, а главное к 2021 году избавить детей от учебы в третью смену (сейчас она сохраняется в 73 школах Чеченской республики и еще пяти регионов). Предполагается закупка классов-лабораторий, интерактивных досок, удобной мебели.
Проект «Успех каждого ребенка» (75 млрд руб.) предполагает поддержку регионов по созданию новых мест дополнительного образования (900 тыс. — к 2021 году и около 2 млн — к 2024 году). Это будут так называемые кванториумы — новые центры научно-технического творчества, или детские технопарки, которые появятся во всех городах с населением 60 тыс. жителей и выше. Всего их планируется создать 245 плюс 340 мобильных, которые покроют потребности дополнительного образования в малонаселенных местах.
«Поддержка семей, имеющих детей» (8,4 млрд руб.) — проект для помощи родителям. Будет создан информационно-просветительский портал для родителей, а также вырастет число центров психолого-педагогической помощи (сейчас их 10 тыс.), где можно будет консультироваться в том числе по поводу семейного обучения детей, которые не ходят в школу и детский сад.
За счет проекта «Цифровая образовательная среда» (77,4 млрд руб.) во всех школах появится скоростной интернет. Для подготовки детей к реалиям цифровой экономики будут созданы 340 центров цифрового образования «IT-куб», где смогут заниматься увлеченные программированием и другими новыми технологиями.
Делопроизводство, которое отнимает много времени у учителей, будет также электронным. «Такого количества отчетов, которое пишет современный учитель, советская школа не знала, — утверждает Ольга Васильева, которая начала работать учителем в 1979 году. — И этот поток документов — не требование Министерства просвещения, а инициатива регионов. Наше требование — чтобы у учителя были только три документа: программа, электронный дневник и электронный журнал. Всю остальную информацию любая проверяющая организация может получить с помощью сайта школы и этих сервисов. А вскоре для анализа положения дел в образовании будет создана платформа для работы с большими данными».
А компания «Ростех» поставит современное оснащение столовых, медкабинетов и системы безопасности.
В рамках проекта «Учитель будущего» (15 млрд руб.) до 2024 года повышение квалификации пройдет не менее половины учителей, а их на сегодня 1,243 млн. человек. Легкости обращения с гаджетами будут обучать наряду с предметной и психолого-педагогической переподготовкой.
Проект «Молодые профессионалы. Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (145 млрд руб.) призван модернизировать среднее профессиональное образование (СПО). Рост желающих получить СПО налицо — 59% школьников после 9-го класса поступают в колледжи. Осталось внедрить современные программы обучения и обновить материально-техническую базу. Треть колледжей уже переоснастили, четверть педагогов уже прошла переподготовку по новым стандартам.
Ольга Васильева считает, что толчком для развития СПО стал международный конкурс World Skills, к которому Россия присоединилась в 2012 г., и соревновательный азарт. Сыграли свою роль и победы нашей команды н мировом чемпионате в 2017 году и европейском — в 2018-м.
По всем вопросам министр предложила обращаться в информационную службу Министерства просвещения — там ценят обратную связь и оперативно реагируют.
- Предыдущая Юлия Ауг: «Мой бывший муж предсказывал будущее»
- Следующая Бывший муж Марии Шукшиной поднимал руку на ее дочь
0 thoughts on “Ольга Васильева: «Даже в цифровой школе учителей не заменят роботы»”