Почему я такая Солнце Руси Психолог Юлия Твой профессиональный успех Светлана Зольникова Черкозьянова Татьяна Татьяна Гарусова Нумеролог Лана Ива Таролог Ольга

Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?

admin Образование 1 088 просмотров 0

Вопрос о социализации задается родителям хоумскулеров, пожалуй, чаще остальных, причем с разными чувствами: с сожалением («Учиться дома, конечно, хорошо, но как бедненький ребенок будет без друзей?»), недоумением («А с кем тогда ребенку общаться?!») и даже негодованием («Нельзя же оставлять ребенка несоциализированным!»). Многие считают, что в школе дети, общаясь со сверстниками, получают хорошие социальные навыки, учатся взаимодействовать с другими людьми и коллективом. Так ли это на самом деле?

Мнение, что дети, обучающиеся дома, не развивают социальных навыков, основано на совершенно неверных представлениях о семейном образовании и семьях, которые его выбирают. Хоумскулеры отнюдь не отшельники в четырех стенах своего дома. Многие дети посещают кружки и студии по интересам, у них достаточно возможностей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками (и не только) в самых разных ситуациях.

Несколько меньшее количество постоянных контактов вполне компенсируется их качеством. Единственный навык, который они не получают, — это навык взаимодействия в «большой человеческой стае», навык общения в искусственно созданном коллективе детей одного возраста. Однако нет никаких причин считать, что он необходим как можно раньше, в период активного становления и формирования личности ребенка.

А вот навыков общения со взрослыми, с людьми разного возраста, действительно необходимых в естественной жизненной среде, школа дать не может — им неоткуда взяться. Между тем после окончания школы и университета человек, как правило, не живет среди людей только своего возраста.

Социализация — это контакты со взрослыми

Современные психологи склоняются к мысли, что процесс социализации вообще мало связан с нахождением или ненахождением в школьном коллективе. Последние научные данные доказывают, что один из ключевых показателей способности ребенка к социальному взаимодействию — уровень его самоуважения. Американские социологи провели исследование, которое охватило более двух сотен детей, получающих семейное образование. Оказалось, большинство этих детей имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники, и лишь у 10% из них уровень самоуважения был ниже среднего по общей выборке. Вдохновляюще, не правда ли?

Подобные социологические исследования — вовсе не дань моде. Так, еще в 1986 году европейские социологи изучали в групповой среде социальное поведение хоумскулеров, а потом сравнивали результаты с данными об их ровесниках-школьниках. Практически во всех аспектах социального взаимодействия исследователи не обнаружили значимых различий, за исключением одного: дети, учившиеся дома, были гораздо менее зависимы от группового влияния сверстников. В современных условиях, когда именно сверстники чаще всего вовлекают детей в употребление алкоголя, наркотиков, преступное поведение, это свойство семейного образования едва ли может считаться дурным.

Хотите еще доказательств того, что социализация никак не зависит от того, посещает ли ребенок детский сад или школу? Пожалуйста. Доктор Ларри Шайерс сравнил результаты тестов на поведение и социальное развитие у двух групп детей в возрасте 8–10 лет (70 детей в каждой). Дети из одной группы получали семейное образование, а из другой — посещали государственные или частные школы. Шаейрс пришел к выводу, что по уровню социального развития дети из разных групп не отличаются друг от друга. При этом у детей на семейном обучении зафиксировано гораздо меньше поведенческих проблем.

Это связано со склонностью хоумскулеров подражать своим родителям, в отличие от школьников, подражающих преимущественно сверстникам-одноклассникам. Шайерс пишет: «Результаты демонстрируют, что социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками».

Ценности — от родителей

А теперь посмотрим на этот вопрос более глобально: что представляет собой социализация и почему возникает вопрос о ее невозможности при семейном образовании?

В словаре понятие «социализация» определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». Я склонна считать, что могу передать ребенку ценности, принятые в нашей семье и в нашем обществе, не хуже, чем это сделают педагоги в школе.

Известный французский социолог Эмиль Дюркгейм определяет социализацию как «очеловечивание» под влиянием воспитания, как «воздействие поколения взрослых на поколение молодых». Слово «очеловечивание» несколько режет слух, но само определение мне лично очень нравится. Влияние воспитания взрослых, а не детей друг на друга.

То есть вы взрослый человек, значит, можете сами социализировать своего ребенка. Можете сами воздействовать на него, давать знания и обучать навыкам, а самое главное — прививать нормы и ценности. Кто сказал, что перенимать ценности можно только в школе?

Не хватает социализации — или общения?

Мне почему-то кажется, что люди, пугающие хоумскулеров отсутствием социализации, попросту путают ее с коммуникацией, подразумевая, что ребенку будет не хватать общения. Что я могу на это ответить? Мой сын в девять лет, когда только ушел из школы, занимался шахматами (три раза в неделю по два часа), фехтованием (опять же три раза в неделю по часу), французским с носителем языка и учился в музыкальной школе (дважды в неделю по несколько часов). А в перерывах гулял, ходил в гости, звал друзей к нам домой, навещал свою первую учительницу и даже воспитателя в детском саду.

Сейчас, спустя несколько лет, интересы изменились: школьные друзья отошли на второй план, общение с ними стало неинтересным, секции и занятия сменились другими (но объем остался почти тем же). А вот прогулки и гости сохранились в его постоянном расписании. И у меня до сих пор не возникает мысли о том, что человеку не хватает общения.

Ребенок-хоумскулер получает знания и умения, которые ему пригодятся в жизни, абсолютно из разных мест.

  • Семья.
  • Библиотеки (современные библиотеки, детские в том числе, очень атмосферны; теперь это не только место, где можно взять книги, — здесь можно часами сидеть и читать, заводить новые знакомства, посещать мастер-классы и кружки, играть в настольные игры и т.д.).
  • Кружки и секции. Если речь идет именно о социализации, есть смысл поискать такие секции, в которых дети не уходят после занятия домой, а имеют возможность общаться, делиться впечатлениями, учиться у старших и учить тех, кто младше или только присоединился.
  • Площадка во дворе, в парке, на стадионе. Хотя все чаще приходится слышать от родителей, что дворы пустуют, а дети проводят время дома с гаджетами, я говорю сыну: «Выходи гулять, компания обязательно найдется!». Так и получается. Вспомните себя в детстве: нам не нужно было кого-то дожидаться, мы выходили на улицу и без друзей не возвращались.
  • Работа родителей. Если у вас есть возможность, приобщайте подросшего ребенка к рабочим делам, объясняйте, как и что вы делаете, рассказывайте о сути процессов. Такие навыки никогда не бывают лишними и так или иначе пригодятся во взрослой жизни.
  • Гости.
  • Спортивные и летние загородные лагеря.
  • Парки отдыха, роллердромы, бассейны, стадионы, катки и т.п.

Это лишь примерный список, который вы при желании можете расширить. В каждом из этих мест ребенок будет социализироваться и учиться общению с детьми разных возрастов, из разных семей и, возможно, социальных слоев.

И еще немного подтверждения моим словам. На этот раз — из выступления Алексея Семенычева, который основал Ассоциацию развития семейного образования:

«Крупные города дают детям множество возможностей развития, которые не может дать школа: кружки, занятия в библиотеках, музеях, при этом часть из них бесплатна. И уровень того, что дается в этих кружках, вполне сопоставим с уровнем школы. Но есть один значимый плюс: отсутствие стресса. Оценок нет, преподаватели совершенно другие, коллектив детей другой. Они даже думают по-другому!

Когда вы приводите ребенка на дополнительные занятия по математике, там будут дети, которые тоже интересуются математикой, и адекватные родители, которые тоже стараются водить ребенка куда-то еще, кроме школы, чтобы он развивался. Это просто другая тусовка!

Учась в школе, дети завязывают отношения с одноклассниками. Но ведь никто не обязан общаться с людьми, с которыми связан только двумя факторами — географическим положением и одинаковым возрастом?»


Чему учат в школе. Оно вам надо?

Таким образом, ни один из вариантов социализации не хуже школьной. Ведь чему на самом деле учит школа? Эти принципы можно сформулировать примерно так.

  • Образованность — способность быстро запоминать и воспроизводить информацию. В школах дети начиная с первого класса и до самого выпуска в основном только и делают, что слушают учителя и учатся решать тесты.
  • Прав тот, у кого сила. И власть. Набивший оскомину «звонок для учителя» и другие догматы школы свидетельствуют об этом. А еще о том, что вопросы решаются силой и даже травлей.
  • Несоответствие нормам и инициатива наказуемы. Весь вечер провозился с докладом по истории, а одноклассники даже не вспомнили про домашнее задание? Считай, зря потратил время. Придется быть заодно со всеми, чтобы не «подставить» одноклассников, в противном случае тебя ждет все тот же буллинг. Зато обманывать и изворачиваться научишься очень быстро. Полезные для жизни качества, не правда ли?
  • Лучше всего соглашаться с мнением большинства.
  • В первую очередь вознаграждается точное повторение за учителем. Особенно актуально это для начальных классов, когда не важно, насколько сложные задачи ребенок может решить: нет краткой записи — решение автоматически становится неверным.
  • Выражение своего мнения возможно только в качестве исключения, но чаще всего не допускается. На одной из аттестаций по окружающему миру в третьем классе мой сын на вопрос о том, какие животные рождаются слепыми, начал рассказывать о лисятах. Учительница долго с ним спорила, подводя, видимо, к правильному ответу «как в учебнике» — котята. Сын у меня, надо сказать, не из тех, кто отступает, если уверен в своей правоте. Указанное выше исключение все-таки нас коснулось — правда, только когда я задала вопрос «Гуглу» и показала учителю ответ: лисята рождаются не только слепыми, но еще и глухими.
  • А завершить размышления на эту тему мне хочется вот каким наблюдением. Вопрос социализации хоумскулеров пугает родителей только в тот момент, когда они думают о семейном образовании. После перевода ребенка на домашнее обучение такие страхи, как правило, исчезают. За все время консультирования я не встретила ни одного родителя, который бы сказал: «Я не знаю, как социализировать ребенка!» Вот уж точно: у страха глаза велики.

    Вам также может понравиться...

    0 thoughts on “Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    - - - - - - - - - - - - - - -антиспам


    Яндекс.Метрика